Самый искусный МАКС

В Жуковском с большим успехом прошла выставка достижений советского авиапрома

Международный аэрокосмический салон в Жуковском, как и ранее, продемонстрировал высокий организационный уровень. Отлично отработана зрелищная часть. В летной программе множество номеров. На высоте и отечественные, и зарубежные пилотажные группы: «Балтийские пчелы» из Латвии и «Рыцари» (Al Fursan) ВВС ОАЭ.

По официальным данным, в работе авиасалона приняли участие 659 российских и 110 зарубежных компаний. Тем не менее международный статус события поддержали лишь 13 стран: Белоруссия, Германия, Иран, Италия, Китай, Латвия, Македония, ОАЭ, Румыния, США, Франция, Чехия, Эстония. На МАКС-2015 присутствовали делегации из 21 государства.

Количество без качества

В экспозиции ЦАГИ посетители могли увидеть модель лайнера, который будет летать в стратосфере со скоростью до 8000 километров в час

Наибольшее число организаций из Италии, США, Франции. Таким образом, по сравнению с МАКС-2015 иностранное представительство сократилось в полтора раза. Понятно, почему сократили свое присутствие на МАКСе фирмы из Европы и США. Но почему нет самолетов из Китая и Индии, понять сложно. Ведь КНР есть что показать: и современнейший палубный истребитель J-15, и аналог нашего Т-50 – J-20, совершивший первый полет еще в 2011 году, J-10 – машину на сто процентов собственной разработки, Н-6 – глубоко модернизированный китайцами советский Ту-16, оснащенный новейшими стратегическими КР своего производства, новые и не очень ЗРК Н-9, Н-16 и другие. Но Китай ограничился представлением последнего БЛА.

Интересно было бы ознакомиться с индийско-российскими Су-30МКИ, модернизированными в Индии под применение ракет «БраМос». Могла бы продемонстрировать продукцию своего авиапрома Бразилия, имеющая семейство региональных лайнеров собственной конструкции Embraer ERJ-145, а также военные самолеты совместной с Италией (Alenia/Aermacchi/ Embraer AMX А1А и А1В) и самостоятельной (Embraer EMB-110, -111, -120, -135 и -326) разработки. И хотя это не новые машины, они, бесспорно, были бы интересны нашим да и зарубежным специалистам.

Самый искусный МАКС

Весьма показателен состав представленных летательных аппаратов. Их 78, хотя на МАКС-2015 было 133. Иномарок на стоянке нашлось всего две – новейший пассажирский лайнер А-350 концерна Airbus Group и модернизированный старый (с 1969 года) добрый чешский Л-410.

Техника пилотажных групп из ОАЭ и Латвии особого интереса не представляет – они летают на широко распространенных машинах МВ-339 без каких-либо примечательных новшеств.

Самый искусный МАКС
Пушки к бою едут задом...

По сути вся экспозиция – отечественные разработки. С этой точки зрения салон сложно называть международным. Что касается боевых машин, признаем: ничего нового МАКС-2017 не явил.

Торжество советского задела

В экспозиции истребителей Су самым новым заявлен Су-35. При этом внешне его почти невозможно отличить от Су-27 – форма, размеры корпуса идентичны. Да, существенно изменены двигатели, авионика и подвесное вооружение – самолет стал многоцелевым. Однако, строго говоря, называть его новой машиной нельзя – это глубокая модернизация Су-27 с существенным повышением боевых возможностей, не более. Ведь никому не приходило в голову последние модификации МиГ-21 объявлять новым самолетом, хотя изменения были чрезвычайно серьезные, внешне он существенно отличался от первых версий, даже не имевших УР.

Самый искусный МАКССамый искусный МАКС
Ему тоже летать на советской технике?ПД-14 – надежда российской авиации

 

То же самое МиГ-35, считающийся новинкой салона. Отметим, что он уже выставлялся на МАКС-2015. Как и Су-35, этот «мигарь» – глубокая модернизация. Вместе с ним на площадке экспонировались и его «собратья» – МиГ-29СМТ и корабельный МиГ-29К/КУБ. Анализ ТТД последнего еще раз заставил задуматься о целесообразности замены им Су-33 в авиагруппе ТАВКР «Адмирал Кузнецов». При восьми подвесках без дополнительных топливных баков дальность полета всего 1850 километров – так указано в описании на стенде. На Су-33 12 узлов подвески и дальность 3000 километров. МиГ-29К/КУБ пролетит такое расстояние только с тремя дополнительными баками, которые займут три пилона и для вооружения останется всего пять. То есть Су-27 способен выполнить, имея боевой радиус около 1200 километров (крупной группой до 1000), до шести атак воздушных целей, а МиГ-29К/КУБ при том же радиусе – только две. Разница весьма ощутимая, если учесть, что габариты МиГ-29К/КУБ не столь и малы – вместо 24 Су-33 на ТАВКР можно разместить только 36 МиГ-29К/КУБ.

Если же «мигарь» будет действовать без подвесных баков, его возможности ограничиваются четырьмя атаками в пределах 740 километров одиночными самолетами либо парами и лишь до 600 километров крупной группой. Для современной войны на море этого совершенно недостаточно. Нельзя забывать, что подвесные топливные баки (особенно если их три) еще и существенно снижают маневренные характеристики самолета, увеличивая его ЭПР. Главное достоинство МиГ-29К/КУБ – способность применять ВТО против надводных и наземных целей. Су-33 такими возможностями не обладает. Так, может, стоит провести модернизацию, подобную той, что претерпел Су-27, превращаясь в Су-35, и сделать высокоэффективный корабельный истребитель, способный воевать с самыми современными самолетами, включая машины пятого поколения, применять необходимую номенклатуру авиационных средств поражения (АСП) по наземным и надводным целям. Кстати, в СССР проводились испытательные пуски ПКР «Москит» с этого самолета.

Самый искусный МАКССамый искусный МАКС
ТВС-2ТДС – «Кукурузник» XXI векаПоследние приготовления перед открытием

 

Стоит поговорить и о стратегической авиации. На МАКСе представлены стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МСМ. Странно, что последний представляют как МС, хотя пилоны для подвески КР Х-101 и Х-102 его выдают. Фактически этот самолет – российское глобальное неядерное оружие. Дальность полета ракеты Х-101, по известным из открытых источников данным, около 5500 километров. Сам Ту-95МСМ без дозаправки (!) имеет полетный радиус до 6500 километров. То есть способен наносить эффективные удары по целям на расстоянии до 11 000 километров. С одной или двумя дозаправками – до 13 000 и 15 000 соответственно. Ядерный вариант Х-101 – Х-102 должна иметь дальность стрельбы не менее чем в полтора раза больше. При таких возможностях оружия Ту-95 не придется преодолевать ПВО, значит, высокая скорость, полеты на предельно малых высотах с огибанием рельефа не нужны.

Ту-160, имея примерно сходный боевой радиус, несет ракеты Х-55 и Х-555. В обычном снаряжении они летят примерно на 1500 километров. Соответственно зона воздействия ограничивается 7000, 9000 и 11 000 километрами. Это существенно меньше, чем у Ту-95МСМ. Модернизацией Ту-160 проблему не решить – размеры фюзеляжа не позволят разместить в нем столько же КР Х-101 и Х-102, сколько несет Ту-95МСМ на внешней подвеске, а оснащение «Белого лебедя» пилонами сразу нивелирует все превосходство над Ту-95МСМ.

Самый искусный МАКС
Необычный ракурс Як-130

То есть с точки зрения боевой эффективности Ту-160 как минимум не имеет преимуществ перед Ту-95МСМ. Ведь наносить удары бомбами свободного падения, если до этого дойдет дело, оба будут в условиях отсутствия ПВО противника – рисковать такими машинами никто не станет. Хотя, имея в бомбоотсеке револьверную установку для пуска КР, они вряд ли когда-нибудь будут так использоваться – вспомним Сирию.

Теперь обратимся к экономическим показателям. Взлетный вес Ту-95МСМ – около 185 тонн, Ту-160 – более 275. Ту-160 – с изменяемой геометрией крыла, а Ту-95МСМ имеет крыло «простое». Существенно сложнее и авионика Ту-160. Поэтому стоимость его производства в два с лишним раза выше, чем Ту-95МСМ. Намного дороже обходится и работа «Белого лебедя» – только топлива он берет в полтора раза больше, нежели «Медведь». По оценкам специалистов, стоимость эксплуатации Ту-160 почти в 2,5 раза выше, чем Ту-95МСМ. Возникает вопрос: зачем возобновлять выпуск Ту-160? Может, стоит восстановить производство Ту-95МСМ? И дешевле, и эффективнее. Бесспорно, Ту-160 – более современная и совершенная машина, гордость авиапрома и ВКС. Но в условиях кризиса и сокращения военного бюджета на первое место, наверное, надо поставить эффективность и стоимость, а не престиж. Напомню, что эти самолеты созданы и приняты на вооружение в СССР, как и основа дальней авиации Ту-22М3.

Самый искусный МАКС
На легендарный Ил-2 смотрели с любовью и уважением

Новинкой МАКС-2017 считается Су-30СМ. Однако это модернизация Су-30, совершившего первый полет еще в 1989-м. Далеко не новой представляется и гордость российской фронтовой бомбардировочной авиации Су-34. Эта машина впервые поднялась в небо в 1990-м. Спустя почти 25 лет после оснащения современной аппаратурой ее приняли на вооружение ВКС РФ.

В небе демонстрировали чудеса пилотажного искусства самолеты Т-50. На МАКСе о них говорилось как о почти состоявшемся истребителе пятого поколения. Однако эти слова звучат уже без малого десятилетие. Есть проблемы с двигателями российской разработки, способными обеспечить долговременный крейсерский сверхзвуковой полет, как и с РЛС, отвечающей требованиям такой машины.

Самый искусный МАКС
Маленькие перед большими

Утверждать, что Россия получила истребитель пятого поколения, пока рано. Разработка самолета ведется с начала 90-х. В Советском Союзе его сделали бы самое позднее к концу прошлого века. Техническое задание на разработку составлялось еще при СССР. То есть по концепции этот самолет тоже советский.

Транспортную авиацию представляли хорошо знакомый с 70-х Ил-76 и его модификация Ил-76МД-90А. Последний – планер Ил-76, на котором установлены новые двигатели ПС-90А (советской разработки) и модернизированное БРЭО. Возможности существенно возросли. Однако это по-прежнему лишь модернизация (пусть и глубокая) старого доброго Ил-76.

В отличие от прошлого МАКСа из экспозиции исчезли массовые самолеты предшествующего поколения – Су-24 и Су-25, а также их модернизированные версии. Между тем было бы интересно ознакомиться с ними, оснащенными СВП-24, о которой много говорилось в связи с Сирией.

Самый искусный МАКС
НПО «Звезда» – сохраняя жизни

Стоит вспомнить об А-50 и его версии А-50У. Даже последняя из модернизаций этого самолета была проведена относительно давно.

Почему-то на МАКСе не появилось реальное достижение российского авиапрома – глубоко модернизированный Ил-38Н. Это прорывной для России самолет. Его новая поисково-прицельная система вывела машину в число наиболее совершенных, поставив наравне с американским «Орион» Р-3D. ППС полностью разработана в постсоветское время и может считаться чисто российским достижением.

В экспозиции была представлена «транспортная платформа» Ил-114. Этот двухмоторный самолет по ТТХ близок к Ил-38, уступая в дальности полета. Как противолодочный он вполне может стать заменой заслуженному морскому поисковику Ил-38.

Самый искусный МАКС
Парад БЛА

Достижения вертолетостроения представляли Ми-24 и Ми-8 последних модификаций, а также Ка-52, Ми-17 и Ми-171 (эти два, как и Су-35, являются глубокой модернизацией предшественника Ми-8), уже не самые новые машины.

Таким образом, МАКС продемонстрировал: российские ВВС оснащены советской техникой, в той или мере модернизированной. Как справедливо отметил один из ведущих экспертов, в прошлом крупный военный руководитель России, МАКС – это великолепная выставка достижений советского авиапрома.

Боевых самолетов иностранных производителей в Жуковском не было.

Обиженная «гражданка»

В гражданском секторе «гвоздем» МАКС-2017 бесспорно стал МС-21. Этот региональный авиалайнер российской разработки отвечает самым высоким мировым стандартам. Правда, как говорят авиационные специалисты, в нем более 60 процентов иностранных комплектующих и технических средств. Это, конечно, достижение, если сравнивать с SSJ-100, где «иностранщины» свыше 70 процентов. Однако полноценными российскими их считать никак нельзя. А действительно отечественных машин «большого класса», таких как Ту-214, Ту-204, Ил-96-400, на поле аэродрома не было ни одной.

Самый искусный МАКС
«Сухому» есть чем гордиться

Между тем это вполне современные самолеты. Их модернизация позволила бы стране иметь свои гражданские лайнеры, сходные с мировыми образцами.

Судя по МАКСу, на них поставили крест. В подтверждение можно сказать: символом целенаправленного погрома нашей гражданской авиации выглядел стендик, посвященный разработанному еще в конце 90-х региональному лайнеру Ту-324. А ведь есть еще и Ту-334. Пытаясь оправдать небрежение отечественными разработками, некоторые «специалисты» высказывают мнение, что, к примеру, Ил-96-400, имея четыре двигателя, концептуально устарел, поскольку будущее за двухмоторными машинами. Пусть они попробуют убедить в этом представителей американского «Боинга» и французского «Эрбаса», выпускающих четырехмоторные «Боинг-747-8», «Аэробус-340» и -380.

Самый искусный МАКС
ВРТ-300 – гражданский вертолет-беспилотник

Из самолетов для местных и региональных авиалиний низкой напряженности на МАКСе представили Ил-114. Созданный в прошлом веке, несмотря на многочисленные показы и рекламу, он до сего времени так и не допущен на наши маршруты. Видно, очень мешает тем, кто хочет добить российскую авиацию, по крайней мере гражданскую. Вместо этого, как известно, заключено соглашение с Китаем о совместной разработке широкофюзеляжника, проектирование которого, как официально заявлено, должно завершиться к 2025 году. Понятно, что Россия в этом проекте может участвовать главным образом технологиями мирового уровня в области гражданского самолетостроения (у нас они есть!), Китай – деньгами. Естественно предположить, что и производство этого лайнера будет развернуто в основном в КНР. И если российские инженеры и конструкторы имеют вполне достаточную квалификацию, чтобы создать в кооперации с менее искушенными иностранными партнерами современный самолет, возникает вопрос, что или кто мешает им сделать то же в России. Ведь умеем же создавать боевые машины мирового уровня. Ответ очевиден: мешает руководство российских воздушных перевозчиков, не желающее закупать отечественные самолеты, и чиновники, отвечающие за развитие авиации.

Среди новинок можно отметить двигатели ПД-14 (для МС-21) и ВК-800В, которыми должны оснащаться наши вертолеты.

Большой интерес представляют новые противорадиолокационные ракеты (ПРР) Х-58УШК, Х-58ШКЭ и Х-35УМ. Правда, это тоже основательная модернизация советской ПРР Х-58, принятой на вооружение ВС СССР еще в 1978 году, и ПКР Х-35, также советской разработки.

Беспроблемные летательные аппараты

Самый искусный МАКС
Пакистанцы в раздумьях у Як-130

На салоне были достаточно широко представлены БЛА военного, гражданского и двойного назначения. Спектр машин этого класса внушителен – от миниатюрных, 20–25 сантиметров в диаметре и весом чуть более килограмма, до крупных, в несколько десятков килограммов. Некоторые приняты на вооружение Российской армии. Другие применяются в интересах государственных и муниципальных структур, а также коммерческих организаций. Большая часть этой техники была разработана в инициативном порядке малыми творческими коллективами.

Чрезвычайно интересной оказалась экспозиция ЦАГИ, где посетители могли увидеть концептуальные образцы. Например, модель межконтинентального лайнера, который будет летать в стратосфере со скоростью до 8000 километров в час с использованием водородного топлива. Или перспективный транспортник, способный поднимать до 500 тонн и со скоростью до 500 километров в час (вполне достаточно для «грузовика») перевозить на расстояние 6000 километров. Интересна концепция сверхзвукового пассажирского (делового) самолета, наследника советского Ту-144 и западного «Конкорда».

Таким образом, МАКС показывает, что в России достаточный творческий потенциал, есть специалисты необходимой квалификации. Там, где им не мешают политики, ангажированное и корыстное руководство, разрабатываются самые передовые образцы техники в большом многообразии. Это видно по новинкам БЛА и малой авиации. Там же, где при принятии решений преобладают интересы иных держав, корысть отдельных чиновников и руководителей, царят застой и разложение. В целом МАКС-2017 вызвал определенную тревогу прежде всего за нашу авиапромышленность. Совершенно очевидно, что она в углубляющемся кризисе. И главная «заслуга» в таком печальном положении дел принадлежит некомпетентному, порой корыстному руководству отраслью.

Константин Сивков,
член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук

#Baltic Beers #Al Fursan #УБС МВ-339

Опубликовано в выпуске № 28 (692) за 26 июля 2017 года

Нравится

Loading...
Комментарии
Дурацкая статья, автор либо не разбирается в авиации, либо сознательно передергивает, а еще доктор! Перед тем как писать про то что Ту-160 не несет Х-101, набрал бы в поиске "х-101 и Ту-160" и все бы увидел. Бред про выпуск Ту-95МСМ даже комментировать не хочется, тем более из заявлений военных можно сделать вывод, что ПАК ДА будет продолжением концепции сегодняшнего Ту-95МСМ на новом техническом уровне как носитель крылатых ракет большой дальности. Су-35, Су-34, Миг-35 для него не достижение, а Ил-38Н достижение, особенно "порадовало" сравнение его с Орионом, который уже снимается с вооружения, сравнивал бы уже с Посейдоном. Сразу видно - специалист! Потом про Ил-114 - ни фига он не близок к Ил-18, уступает ему по всем параметрам, и по дальности, и по вместимости, это самолеты разных классов, делать на его базе замену Ил-38 шаг назад, поскольку заранее будет самолет с худшими возможностями, если уж брать основу - то Ту-204 или тот же МС-21. И про БЛА "Орион" ни слова, хотя это реальное достижение отечественной промышленности. Это так, навскидку. Хочется попросить редакторов ВПК хотя бы читать статьи своих авторов перед публикацией, вы же специализированое издание.
1) Автор прав в том, что современные Су не являются новыми самолетами, а модификациями советских Су-27 и Су-27 ИБ. 2) "На Су-33 12 узлов подвески и дальность 3000 километров". Так, если он будет взлетать с аэродрома, а не с палубы. 3) Четыре двигателя для самолета размерности Ил-96 - это пережиток. А примеры с А-340 В-747-8 неудачные, даже с учетом более эффективных двигателей. А-340 уже 6 лет не проиводится, а Боинг скоро завершит производство из-за отсутствия заказов.
Автор на 100% прав. Хоть один, осмелился, высказать не зависимое мнение о состоянии дел в авиапроме. Чему научился Российский современный авиапром так это: - «пиарить» советскую технику; - «заглядывать в рот» Thales и Safran; - делать громкие заявления про ПАК ФА, ПАК ДА (где они?). Реально наш Российский авиапром в «ХВОСТЕ», если не под хвостом. Руководство занимается только распилом бюджета и делёжкой финансового пирога, проводя фиктивные конкурсы и тендеры. Развернули кипучую деятельность менеджеров и бухгалтеров, везде РОСТЕХ, КРЭТ, ОАК – мафия с государственным прикрытием лоббирующие западные компании. Враги народа!!!
Статья правильная. Но вывод не до конца полный. Считаю необходимым сделать небольшое дополнение. В последнем предложении, вместо точки поставить запятую, и дописать: с благословления правительства и президента РФ, при полном равнодушии, непонимании текущих соцополитэкономических процессов и идиотизме стороннего наблюдателя –(народа?) баранов и овец, требующих зрелищ!
А что, зрелища опять не будет? Мы в шоке, от хлеба отказываемся, очень обидно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь!
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Танковый биатлон 2017

Владимир Литвиненко
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц